Художественного руководителя-директора Мариинского театра и раньше связывали с филармонией Мюнхена исключительно тесные творческие связи. Сам Валерий Гергиев частенько выступал за пультом местного оркестра, в прошлом сезоне под его управлением мариинские музыканты исполнили в столице Баварии цикл всех симфоний Дмитрия Шостаковича.
Однако даже на столь дружественном фоне распространенная в конце прошлой недели сотрудником мюнхенского городского совета информация о том, что в поиске кандидатов на пост главного дирижера руководство филармонического оркестра остановилось на господине Гергиеве, произвело эффект разорвавшейся бомбы, осколки которой разлетелись не только по Германии, но и за ее пределами. Утвердить или отклонить номинацию Валерия Гергиева городской совет должен в ближайшую среду, однако почти все западные аналитики полагают, что это голосование суть чистая процедурная формальность - и что ближайшие концерты, запланированные на 31 января и 1 февраля, господин Гергиев проведет за пультом Мюнхенского филармонического уже в новом качестве.
Таким образом, в ближайшее время в Мюнхене может быть создан уникальный, не имеющий аналогов в европейской культурной практике прецедент: во главе всех трех крупнейших оркестров города - кроме Мюнхенского филармонического это возглавляемый Марисом Янсонсом Оркестр баварского радио и патронируемая Кириллом Петренко дочерняя структура Баварской оперы, Баварский государственный оркестр,-- встанут выходцы из России.
Среди этих коллективов у Мюнхенского филармонического оркестра - самая драматическая судьба. Основанный в 1893 году, с конца 1970-х годов и по сей день он ассоциируется с именем Серджиу Челибидаке, стоявшего за пультом оркестра на протяжении 16 лет вплоть до своей смерти в 1996 году, сделавшего оркестр городской филармонии объектом меломанского культа. История мюнхенских филармоников после ухода Чели, как великого румынского дирижера называли на Западе,-- это история мучительного поиска новой идентичности.
Одной из них в европейской музыкальной историософии принято считать назначение на ключевой пост музыкального руководителя нью-йоркской Метрополитен-оперы Джеймса Левайна, работавшего в Мюнхене с 1999 по 2004 год и прозванного музыкантами оркестра «дирижером без свойств». Помочь обрести оркестру новое лицо сумел лишь скандально известный своими националистическими взглядами и излишне тевтонизированными трактовками немецкой классики Кристиан Тилеман. В 2011 году насиженное место он покинул тоже не без скандала - хлопнув филармонической дверью после конфликта с менеджментом оркестра, не позволившего господину Тилеману установить в коллективе откровенно авторитарный режим. Из рук дирижера-диктатора эстафетную палочку подхватил 81-летний Лорин Маазель, в 1993-2002 годах руководивший Оркестром баварского радио - и на посту шефа Мюнхенского филармонического с самого начала воспринимавшийся антикризисным менеджером-временщиком.
Теперь руководство оркестра решило доверить свое будущее Валерию Гергиеву - и это решение вызвало, мягко говоря, сдержанную реакцию как у апологетов российского дирижера, так и у его критиков. Так, один из ключевых лоббистов господина Гергиева на Западе, известный британский музыкальный критик Норман Лебрехт, в своем блоге даже осторожно порекомендовал дирижеру отказаться от нового контракта. Подобная реакция, в сущности, легко объяснима: в Баварии мариинскому маэстро придется столкнуться с рядом как чисто организационных, так и сугубо художественных трудностей.
Во-первых, от нового главного дирижера ждут прежде всего менеджерских усилий по усилению позиций коллектива в городском культурном пространстве по сравнению с двумя оркестрами-конкурентами, которым филармония пока проигрывает. Условия контракта - вроде количества времени, которое Валерий Гергиев должен проводить в Мюнхене за календарный год или сезон,-- пока не разглашаются, но вполне очевидно, что в и без того напряженном расписании дирижера будет крайне непросто выкроить свободное время для работы в столице Баварии. В отличие от космополитичного Лондона, как будто предоставившего ему репертуарный карт-бланш, в Мюнхене господину Гергиеву так или иначе не избежать выстраивания отношений с местной дирижерской традицией, и здесь на горизонте маячит проблема номер два: Мюнхенская филармония - плоть от плоти австро-немецкой симфонической традиции, никогда (исключая, пожалуй, музыку Густава Малера) не являвшейся специалитетом нового лидера оркестра.
В самом Мюнхене возможное назначение вызвало шквал эмоций. Abendzeitung Muenchen уже опубликовала программный полемический текст, в котором контрапунктом звучит и политический мотив: подвергнув решение менеджмента оркестра жесткой критике и назвав Валерия Гергиева «не тем человеком не в том месте», газета не преминула не без читающейся между строк неприязни упомянуть и о «его покровителе Владимире Путине». Баварская пресса заранее предъявляет новому хозяину своей филармонии ту же претензию, что десять лет назад уже предъявляла Джеймсу Левайну. Мюнхен отчаянно не хочет быть вечно вторым, а в случае Валерия Гергиева - и вовсе третьим: если господин Левайн отдавал основные силы Метрополитен-опере, то новому главному дирижеру придется разрываться между Мюнхенским филармоническим, Мариинским театром и Лондонским симфоническим оркестром. Сохранит ли господин Гергиев за собой последний пост - пока неясно: менеджмент ЛСО комментировать ситуацию отказывается.
Софья Дымова