В Большом театре всерьез взялись за юных зрителей. Совсем недавно в афише появился балет «Мойдодыр». И вот теперь, месяц спустя, театр поставил чуть ли не единственную детскую оперу классического репертуара - «Дитя и волшебство» француза Мориса Равеля. Сюжет этого сказочного спектакля простой и даже в чем-то схож с «Мойдодыром»: непослушный мальчик оказывается в окружении обиженных им животных и испорченных предметов. В его комнате оживают мебель и учебники, а животные и птицы в саду хотят отомстить за былые обиды и раны. Партию мальчика, как это принято на оперной сцене, исполняет певица. Однако благодаря усилиям гримеров и костюмеров герой выглядит достоверно. Да и сами певицы говорят, что, в первую очередь, стремятся к правдивости образов, ведь это - главное в спектакле, который играется для детей. Рассказывает одна из исполнительниц главной роли Алина Яровая:
«Любой человек будет принимать и понимать любое искусство: изобразительное искусство, музыку, если это сделано искренне, от сердца. Я рассчитываю на любую публику. В основном на ту, которая пришла познакомиться с чем-то прекрасным, услышать красивую музыку и найти что-то близкое».
Британский режиссер и художник-постановщик Энтони Макдональд не поскупился на шикарные костюмы и настоящее волшебство. Удивительные костюмы делались в итальянских и английских мастерских. Несмотря на их громоздкость - некоторые весят около 10 килограммов - певцам удобно двигаться. Впрочем, создатели спектакля заставили своих героев даже танцевать. Исполнитель партии кресла Николай Казанский с удовольствием рассказывает о своем дуэте с кушеткой:
«У нас есть хореографические движения, и мы танцуем с кушеткой. Есть и другие предметы мебели, которые принимают участие в этой сцене. Мы самые "древние" персонажи в этом спектакли, потому что протерлись. И поэтому мы танцуем старинные менуэты».
За удивительным оформлением этой постановки не стоит терять главного: эта опера, несмотря на то, что написана на сказочный детский сюжет, - выдающееся музыкальное произведение, говорит режиссер Энтони Макдональд:
«Я не думаю, что Равель писал эту музыку, рассчитывая исключительно на детскую аудиторию. Конечно, это произведение понравится детям, потому что это сказка. Но это еще и прекрасное введение в мир оперного искусства. Здесь соединены разные музыкальные стили. Это увлекательное фантастическое путешествие».
Оперную постановку французского композитора в этот вечер предваряет сочинение британца Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру». Это 20-минутное сочинение для симфонического оркестра и чтеца, которое рассказывает об инструментах, в Большом театре сопроводили увлекательной анимацией. Говорит дирижер Алексей Богорад:
«Само по себе выступление симфонического оркестра - это увлекательное действо. Я, например, не будучи поклонником футбола, когда пришел в юности на стадион, был ошарашен этой атмосферой, энергетикой. То же самое и для детей. Когда они видят сто человек, играющих на музыкальных инструментах, это может быть очень громко, это может их просто ошеломлять».
Появление детских спектаклей в афише крупнейшего театра - событие отрадное и важное. Ведь известно, что дети воспринимают все новое с отрытым сердцем и больше готовы к экспериментам. Впрочем, и для взрослых, которые, возможно, хотят научиться слушать классическую музыку, такой вечер будет самым подходящим началом.