Каждый киноман знает, что киногод начинается в конце января с международного кинофестиваля в Роттердаме, потом Берлин и далее везде. Привычный расклад нарушил «Полный артхас», он стал первым фестивалем 2013 года и сейчас впервые проходит в Челябинске.
В программе новое авторское кино - в конкурсе «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева, «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, «В тумане» Сергея Лозницы, «Доктор» Владимира Панкова, «Измена» Кирилла Серебренникова, «За Маркса...» Светланы Басковой, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова.
На открытии показали «Последнюю сказку Риты». Начали с козырной дамы - в Челябинск приехала актриса и режиссер Рената Литвинова, которая сыграла в своем фильме Смерть.
Рената в каракулевой шубке с воротником из белой норки и в темных очках первым делом обрадовалась сверкающему снегу:
- Мне нравится, когда холодно. Это лучше, чем жара. Терпеть не могу жару, когда все плавится. Мне кажется, такой чистый снег бывает только на Урале, а в Москве он грязный-грязный. Спасибо всем, кто не испугался мороза и доехал до меня.
Тут же возникла поклонница, вручившая своей Богине портрет, написанный несколько лет назад. На картине изображена Рената с рюмкой коньяка в сцене из фильма «Небо. Самолет. Девушка». Кстати, этот фильм, как и многие другие, стал частью ретроспективы Ренаты Литвиновой - первой в ее жизни.
Прекрасная Рената с готовностью отвечала на все вопросы, которыми засыпали ее челябинцы. Общение с простыми зрителями ей явно нравилось.
- Насколько вас волнует конкуренция? Сложно выживать в Москве?
- Я не конкурирую ни с кем. Никогда не говорю о коллегах плохо, не комментирую их. Есть коллеги, конечно, менее благородные, но это уже их личная особенность. Недавно я познакомилось с уральской девушкой, ее зовут Яна Троянова. Замечательная! Ее муж Василий Сигарев тоже очень талантливый.
- Про них мы все и так знаем! - выкрикнули из зала. И копнули глубже:
- Как вы относитесь к принципам Догмы-95? Не хотелось бы вам внести принципы этого манифеста в наш кинематограф?
- Догму придумал Ларс фон Триер и другие незаурядные люди, Но вот за эту трясущуюся камеру, конечно, спрятались многие посредственности. Она у них тряслась с утра до вечера, а они говорили, что это независимое кино. К сожалению, в артхаус прячутся многие неталантливые люди, но среди всего этого большого артхауса существуют бриллианты, которые притягивают своим блеском, ведут за собой. Например, все, что делает Кира Георгиевна Муратова, растаскивают на цитаты, она влияет на многих людей. Очень люблю Киру Георгиевну, Она в серьезном уже возрасте, а моложе молодых, такая дерзкая, удивительно как она себя сохранила. Вот она и Земфира - у них есть одно общее качество. Пойти против всех и быть правой, победить.
- В вашей ретроспективе документальный фильм про лучших актрис советского кино «Нет смерти для меня». Будете еще снимать документальные ленты?
- Это был трудный опыт, каждую героиню я пропустила через себя. Там встретилась с настоящим гением - Ноной Мордюковой. Она должна была сниматься в «Богине», но ее здоровье стало стремительно ухудшаться. Мы с ней подружились. Она сказала, что в «Нет смерти для меня» - ее лучшая роль, хотя это документальный фильм. Она была абсолютный гений, у нее там удивительные монологи. Когда я смотрела материал, была поражена энергией, которая шла от нее через пленку. Документальное кино - что видишь, то поешь, мне это все-таки не очень близко. Хотя есть великие документальные фильмы, но мне больше нравится строить свой мир.
Проникнуть в мир Ренаты зрителям хотелось через личное:
- Вы помните, какую колыбельную пела вам в детстве мама? И какую песню вы поете своей дочке?
- Моя мама, Алиса Михайловна, хирург по профессии, мне не пела песен. На полном серьезе - она мне читала Блока: «Под насыпью, в траве некошеной, лежит и смотрит, как живая». Ахматову: «Не любишь, не хочешь смотреть, ах, как ты красив, проклятый». Еще про женщину, которая бросилась под поезд. Помню, под это я засыпала. Надо будет у мамы спросить, чем был продиктован такой репертуар. А теперь я своей Ульяне читаю вслух, она меня эксплуатирует очень мощно. Мы с ней обожаем читать про Шерлока Холмса, как он раскрывает преступления. Наверное, это влияние Алисы Михайловны.
- В январе был ваш день рождения. Как вы его отметили?
- На дне рождения у меня были дочь, мама, все как полагается, мы все выяснили. (Смеется). Я как раз уехала, чтобы быть совсем далеко, в узком кругу. Не понимаю, когда собирается много людей, банкет и все такое.
- А подарки?
- Ну да... Пропустила я подарки.
Спрашивали и о трагическом:
- Можно про несмешное? В Челябинске большой онкологический центр, для вас эта тема - болезни, смерти - очень актуальна. Больница ровно такая как в «Последней сказке Риты». Химиотерапию проходят в разрухе и нищете. Хочется, чтобы все наши чиновники, которые допускают, чтобы люди болели и умирали в таких страшных условиях, ваш фильм посмотрели. Хотя им все равно этого не понять, если чиновники болеют, они в других больницах лежат, для них своя медицина...
Рената ответила:
- Одна из причин, почему я снимала на свои деньги, как раз вот эта. Потому что когда кто-нибудь узнавал про сюжет, сразу говорили: а зачем вы хотите это снимать? Почему все так грустно? Не хотят задумываться о смерти, о несчастьях. Мы как-то обсуждали с Таней Друбич, она занимается хосписами, откуда берется онкология, такая страшная болезнь. Она рассказала, как спросила об этом у Веры Миллионщиковой, которая основала первый московский хоспис. Так вот она говорила, что это расплата, все в жизни небесплатно. Ненавижу слово возмездие, но этим чиновникам суждено гореть в аду, если он существует. Все праведное и неправедное отзовется, поверьте.