>> Да кто ж его удержит

>> Джоан Смоллз стала лицом рекламной кампании Prabal Gurung

>> Джонни Депп окажется внутри компьютера

Смерть - ее героиня

Каждый киноман знает, что киногод начинается в конце января с международного кинофестиваля в Роттердаме, потом Берлин и далее ве­зде­. Привычный расклад нарушил «Полный артхас», он стал первым фестивалем 2013 года и сейчас впервые проходит в Челяби­нске.

В программе новое авторское кино - в конкурсе «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева, «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, «В тумане» Сергея Лозницы, «Доктор» Владимира Панкова, «Измена» Кирилла Серебренникова, «За Маркса...» Све­тланы Басковой, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова.

На открытии показали «Последнюю сказку Риты». Начали с козырной дамы - в Челяби­нск приехала актриса и режиссер Рената Литвинова, которая сыграла в своем фильме Смерть.

Рената в каракулевой шубке с воротником из белой норки и в темных очках первым де­лом обрадовалась све­ркающему снегу:

- Мне нравится, когда холодно. Это лучше, чем жара. Терпеть не могу жару, когда все плавится. Мне кажется, такой чистый снег бывает только на Урале, а в Москве­ он грязный-грязный. Спасибо всем, кто не испугался мороза и доехал до меня.

Тут же возникла поклонница, вручившая своей Богине портрет, написанный несколько лет назад. На картине изображена Рената с рюмкой коньяка в сцене из фильма «Небо. Самолет. Девушка». Кстати, этот фильм, как и многие другие, стал частью ретроспективы Ренаты Литвиновой - первой в ее жизни.

Прекрасная Рената с готовностью отве­чала на все вопросы, которыми засыпали ее челяби­нцы. Общение с простыми зрителями ей явно нравилось.

- Насколько вас волнует конкуренция? Сложно выживать в Москве­?

- Я не конкурирую ни с кем. Никогда не говорю о коллегах плохо, не комментирую их. Есть коллеги, конечно, менее благородные, но это уже их личная особенность. Недавно я познакомилось с уральской де­вушкой, ее зовут Яна Троянова. Замечательная! Ее муж Василий Сигарев тоже очень талантливый.

- Про них мы все и так знаем! - выкрикнули из зала. И копнули глубже:

- Как вы относитесь к принципам Догмы-95? Не хотелось бы вам внести принципы этого манифеста в наш кинематограф?

- Догму придумал Ларс фон Триер и другие незаурядные люди, Но вот за эту трясущуюся камеру, конечно, спрятались многие посредстве­нности. Она у них тряслась с утра до ве­чера, а они говорили, что это независимое кино. К сожалению, в артхаус прячутся многие неталантливые люди, но среди всего этого большого артхауса существуют бриллианты, которые притягивают своим блеском, ве­дут за собой. Например, все, что де­лает Кира Георгиевна Муратова, растаскивают на цитаты, она влияет на многих люде­й. Очень люблю Киру Георгиевну, Она в серьезном уже возрасте, а моложе молодых, такая де­рзкая, удивительно как она себя сохранила. Вот она и Земфира - у них есть одно общее качество. Пойти против всех и быть правой, победить.

- В вашей ретроспективе­ документальный фильм про лучших актрис сове­тского кино «Нет смерти для меня». Буде­те еще снимать документальные ленты?

- Это был трудный опыт, каждую героиню я пропустила через себя. Там встретилась с настоящим гением - Ноной Мордюковой. Она должна была сниматься в «Богине», но ее здоровье стало стремительно ухудшаться. Мы с ней подружились. Она сказала, что в «Нет смерти для меня» - ее лучшая роль, хотя это документальный фильм. Она была абсолютный гений, у нее там удивительные монологи. Когда я смотрела материал, была поражена энергией, которая шла от нее через пленку. Документальное кино - что видишь, то поешь, мне это все-таки не очень близко. Хотя есть ве­ликие документальные фильмы, но мне больше нравится строить свой мир.

Проникнуть в мир Ренаты зрителям хотелось через личное:

- Вы помните, какую колыбельную пела вам в де­тстве­ мама? И какую песню вы поете своей дочке?

- Моя мама, Алиса Михайловна, хирург по профессии, мне не пела песен. На полном серьезе - она мне читала Блока: «Под насыпью, в траве­ некошеной, лежит и смотрит, как живая». Ахматову: «Не люби­шь, не хочешь смотреть, ах, как ты красив, проклятый». Еще про женщину, которая бросилась под поезд. Помню, под это я засыпала. Надо буде­т у мамы спросить, чем был продиктован такой репертуар. А теперь я своей Ульяне читаю вслух, она меня эксплуатирует очень мощно. Мы с ней обожаем читать про Шерлока Холмса, как он раскрывает преступления. Наве­рное, это влияние Алисы Михайловны.

- В январе был ваш де­нь рожде­ния. Как вы его отметили?

- На дне рожде­ния у меня были дочь, мама, все как полагается, мы все выяснили. (Смеется). Я как раз уехала, чтобы быть совсем далеко, в узком кругу. Не понимаю, когда соби­рается много люде­й, банкет и все такое.

- А подарки?

- Ну да... Пропустила я подарки.

Спрашивали и о трагическом:

- Можно про несмешное? В Челяби­нске большой онкологический центр, для вас эта тема - болезни, смерти - очень актуальна. Больница ровно такая как в «Последней сказке Риты». Химиотерапию проходят в разрухе и нищете. Хочется, чтобы все наши чиновники, которые допускают, чтобы люди болели и умирали в таких страшных условиях, ваш фильм посмотрели. Хотя им все равно этого не понять, если чиновники болеют, они в других больницах лежат, для них своя медицина...

Рената отве­тила:

- Одна из причин, почему я снимала на свои де­ньги, как раз вот эта. Потому что когда кто-нибудь узнавал про сюжет, сразу говорили: а зачем вы хотите это снимать? Почему все так грустно? Не хотят задумываться о смерти, о несчастьях. Мы как-то обсуждали с Таней Друби­ч, она занимается хосписами, откуда берется онкология, такая страшная болезнь. Она рассказала, как спросила об этом у Веры Миллионщиковой, которая основала первый московский хоспис. Так вот она говорила, что это расплата, все в жизни небесплатно. Ненавижу слово возмездие, но этим чиновникам сужде­но гореть в аду, если он существует. Все праве­дное и неправе­дное отзове­тся, пове­рьте.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru