Москва. Ярославский вокзал. Режиссеры в валенках и с киноаппаратурой - участники проекта «Кинопоезд». Кажется, еще недавно стояли на перроне и обсуждали, как проведут в дороге целый месяц. Итог путешествия в 10 тысяч километров - гигабайты отснятого материала и семь киноработ.
«Нам досталась, наверное, самая сложная тема - "Русская душа". Сами русские не могут объяснить, что это. Мы решили, что будем задавать вопрос, счастлив ли человек и это поможет найти ответ. Познакомились с десятками людей - не всегда обеспеченными, некоторые вообще жили за чертой бедности и, знаете, почти все оказались счастливы. Это потрясающе», - рассказала о своих впечатлениях Бернадетт Туза-Риттер из Венгрии.
Монтажера из Венгрии Бернадетт Туза-Риттер уже не напугать ни плацкартными вагонами с попутчиками-незнакомцами, ни морозом в минус тридцать. На «Кинопоезде» она путешествует во второй раз. Условия хорошо известны - работать над фильмом в группе по три человека: оператор, режиссер и звукорежиссер. Находить героев не заранее, а на месте. Монтировать - в дороге. Еще одно требование - снимать фильм на заданную организаторами тему. В этом году нужно представить свою трактовку одного из стереотипов о России. Как ни странно, некоторые до сих пор уверены, что в России по улицам ходят медведи.
Юлия Глухова - одна из трех россиян, участвующих в конкурсе, вместе с бельгийцем Дитером Десварте разбиралась, что такое авто по-русски и почему не все ладно у «Лады». Чтобы найти героев для кинофильма они обошли чуть ли не все гаражи Мурманска. Оказалось, не зря. Водитель, который ездит на своих «Жигулях» уже четверть века, «на камеру» устроил настоящее каскадерское шоу. Впрочем, своей главной находкой Дитер называет одного петербуржца, который дал объявление в газету: меняю «Жигули» на дачу.
«Мы хотели понять, почему молодые люди продолжают ездить на "Ладе". Оказалось, дело не в деньгах. Многие говорили, что это их осознанный выбор - это престижно. Вот вам и развенчание стереотипа о русских машинах», - сообщил Дитер Десварте, режиссер из Бельгии.
Идея «Кинопоезда» не нова. В 30-е годы советский режиссер Александр Медведкин путешествовал по стране в поисках героев для агитационных фильмов. Короткометражки монтировал в дороге. Для этого был оборудован специальный вагон. Спустя почти 76 лет продюсеры - россиянка Татьяна Петрик и француз Гийом Проценко решили повторить этот эксперимент. Разместили объявление на сайтах крупнейших европейских, американских и российских кинематографических вузов. Сегодня Татьяна вспоминает: заявки от тех, кто хочет путешествовать по России и снимать кино, посыпались сразу. Отбирали не только по профессиональным данным. Характер должен быть подходящим.
«С точки зрения морали - нужно месяц находиться в работе, месяц, по сути, с неизвестными тебе людьми в неизвестной стране, в холоде, нужно иметь крепкий характер и хорошо, если у человека есть чувство юмора», - считает Татьяна Петрик, продюсер проекта «Кинопоезд».
Для молодых людей билет на «Кинопоезд» может стать счастливым, уверена Татьяна. Готовые фильмы покажут в Москве. А вот их дальнейшая судьба зависит от самих участников. Можно послать на международный конкурс или просто выложить на YouTube.
«Они ездят по России, они ее не знают, они ее узнают», - говорит Татьяна Петрик.
Еще один пункт назначения - Иркутск. После месяца путешествий индианка Санди Сундарам откровенничает, что не представляет жизни без красной икры, а бусы - оберег, которые ей подарили в деревне Куиниха, что в Архангельской области - не хуже индийских.
«Нас встречали в деревне, но работу в коровнике снимать не разрешили. Потом пригласили в дом и там сорок бабушек показали нам такой концерт, так славно пели и плясали! И я понимаю, что только ради этого одного момента стоило проехать тысячи километров», - рассказала Санди Сундарам, режиссер из Индии.
Фильм Санди - о русских женщинах разных профессий и возрастов. Одну из сцен снимали в ателье на Фонтанке. Режиссер детально изучила, как технолог обрабатывает мех специальным поскребком. В Санкт-Петербурге брала интервью у будущих балерин.
«О русских женщинах во всем мире говорят, что они очень красивые. Но ведь это не самое главное, я в этом только убедилась». - уверена Санди.
У британца Тристана Доуза с героями все сложнее. Ехал искать медведей на улицах, а нашел охотников. Перед тем, как отправиться в путешествие по России, представлял себя доктором Живаго. Мечтал, как будет сидеть у окна, и смотреть на меняющиеся пейзажи. Вместо этого несколько раз переписывал сценарий.
«История получилась просто о людях, о русских мужчинах. Таких же невозмутимых и сильных, как медведи», - провел сравнение Тристан Доуз, режиссер из Великобритании.
Все семь картин уже готовы. Но осталось смонтировать еще одну - о том, как снимали все фильмы. Сомнений нет - это будет комедия.