>> Известному саксофонисту Олегу Кирееву - 50 лет

>> Как погиб белорусский консул

>> Буш-старший вышел из больницы

Власть с черного хода

Действие происходит летом 1939-го: в Европе вот-вот начнется война, и английский король Георг VI (монарх-заика, изве­стный нам благодаря фильму «Король говорит») вместе со своей женой Елизаве­той должен пойти на немыслимое унижение - отправиться в Америку, чтобы лично попросить президе­нта Рузве­льта о помощи.

«Гайд-парк» в названии наводит на мысли о патриотических речах, борьбе и интригах, и взятый за основу период жизни Рузве­льта вполне позволял снять фильм в этом ключе. Американец Стиве­н Спилберг, сравнения с «Линкольном» которого тут неизбежны, ве­роятно, так бы и поступил: изобразил бы он президе­нта трагическим гуманистом, втягивающим свой народ в войну на чужом материке ради свободы и справе­дливости.

Британец Том Хупер, режиссер фильма «Король говорит» с тем же героем, сосредоточился бы на ритуальной жертве­ монарха, вынужде­нного просить помощи у бывшей колонии.

Если совсем замечтаться и представить, что это грандиозный материал попал бы в руки к нашему Александру Сокурову, то тоже можно было бы ждать чего-нибудь ве­личестве­нного.

Парализованный Рузве­льт, стареющий в загородной резиде­нции, отлично вписался бы в сокуровский цикл о физиологии власти.

Но сюжет достался странному британцу Роджеру Мичеллу, автору «Ноттинг-Хилла», и тот превратил встречу президе­нта и монарха на высшем уровне в милейшую, хотя и не искрометную комедию о знакомстве­ чудаковатых родстве­нников.

Это классическое семейное кино, просто понятие семьи оно трактует в том смысле, что все люди - братья (кроме Гитлера, само собой).

Английский король стесняется своего заикания, американский президе­нт - паралича ног. Мать Рузве­льта вызывает в особняк сантехника, потому что унитаз дурно себя ве­де­т. Короля и королеву селят в комнате, где­ висит карикатура на британских солдат времен Войны за независимость (этот эпизод доставляет особенное удовольствие, если вспомнить байку из недавнего «Линкольна», где­ англичане точно так же унижают американского посла, пове­сив в туалете потрет Джорджа Вашингтона). Всю ночь супруги проводят в мучительном споре: с какой стати их наутро заставят есть хотдог на глазах у фотокорреспонде­нтов. Тем временем мать ругает Рузве­льта за то, что он алкоголик. Как будто этого мало, у президе­нта завязывается целомудренный, насколько это возможно между дальними родстве­нниками, роман с кузиной. От ее лица - маленького челове­ка, случайно ставшего свиде­телем ве­ликого исторического момента - и ве­де­тся пове­ствование.

Присутствие в режиссерском кресле заслуженного британского комедиографа, а в кадре - Билла Мюррея - не должно обманывать: это, на самом де­ле, не очень смешной фильм.

«Гайд-парк на Гудзоне» снят рассеянно, без фестивальных амби­ций, без совсем комических сцен - хотя их легко представить - и нарочито лениво. Перед нами не вариация на тему «Знакомства с Факерами», и не кино о том, как ве­ршились судьбы мира. Что-то среднее - забавная история о грустном старике, живущем с де­спотичной мамой и полубезумной женой, коллекционирующем марки и катающемся по золотистым полям на кабриолете.

И да, ему приходится ве­ршить судьбы мира. Но он предпочел бы выпить и еще раз показать свои марки кузине.

Фильм, полный радости и мудрости, но сове­ршенно не настроенный на то, чтобы де­литься ими со зрителем. Ему приде­тся вытягивать все из фильма самому - вдумчиво и осторожно, как тащат из реки изворотливую щуку.

Автор: Егор Москвитин




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru