Вячеслав Тихонов - нечто большее, чем просто хороший или даже очень хороший актер. Он, возможно, не был гением - но был символом, знаком даже не эпохи, а нескольких эпох.
Первая из них - формирование кинематографического, культурного и социального мифа о Великой Отечественной: в лучшем или, по меньшей мере, самом популярном фильме конца 1940-х, «Молодой гвардии» Сергея Герасимова, Тихонов сыграл одну из центральных ролей - Володи Осьмухина.
С этого начался путь в кино Тихонова - двадцатилетнего студента ВГИКа, которого, кстати, родители мечтали сделать инженером или агрономом. Но после «Молодой гвардии», на съемках которой Тихонов познакомился со своей первой женой Нонной Мордюковой, пути назад не было. А ведь около десяти лет Тихонова снимали как безликого красавчика, интересных задач, ролей и фильмов практически не было.
Правда, за эти годы Тихонов успел сыграть главную романтическую роль - Медведя в легендарной театральной постановке «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца Эрастом Гариным. А потом он стал кумиром уже 1950-х - в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» артист сыграл тракториста Матвея Морозова: тогда он превратился в то, что сегодня назвали бы секс-символом.
Но и в либеральных оттепельных 1960-х время Тихонова не прошло, поскольку произошла очередная знаковая трансформация: для всей страны - кстати говоря, на тот момент самой читающей в мире или считавшей себя таковой, - он стал князем Андреем Болконским в эпохальной «Войне и мире» Сергея Бондарчука... и одновременно сыграл важнейшую фигуру шестидесятнической мифологии, учителя Мельникова в драме «Доживем до понедельника». Так уж вышло, что со Станиславом Ростоцким, сделавшим и этот фильм, Тихонов прошел путь от первых картин до самых поздних; упомянуть имеет смысл как минимум еще одну, снятую в 1977-м «Белый Бим Черное ухо».
Однако к этому моменту СССР знал Тихонова в ином качестве: отныне и навеки он превратился в Исаева-Штирлица, советского разведчика в самом сердце нацистской иерархической системы, в Берлине в канун падения Третьего рейха: речь - о великом, без преувеличений, сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», сделавшем из тонкого и застенчивого актера Тихонова - кто бы мог подумать? - героя анекдотов.
Что добавить к этому? Членство в КПСС? Звания Народного, Заслуженного и прочих артистов? Ордена и медали? Эксклюзивное право читать вслух произведения Леонида Ильича Брежнева по телевидению?
Возможно, об этом было бы правильнее забыть. Зато вспомнить о последней роли, сыгранной Вячеславом Тихоновым, уже совсем пожилым и больным, в «Андерсоне» Эльдара Рязанова. Напомню, там он исполнил роль Бога.