Гастроли поп
Странно было бы, если бы Патрисия Каас стала примерять на себя судьбу Эдит Пиаф. Они совершенно разные женщины, Пиаф - трагическая фигура, а Каас не то чтобы благополучная, но гораздо более закрытая. Одних кинобиографий Эдит Пиаф снято четыре штуки. История ее отношений с боксером Марселем Серданом - хрестоматийный таблоидный сюжет, и когда Патрисия Каас появляется на сцене и проекционном экране в боксерских перчатках, становится ясно, что сейчас героиня будет скорбеть по любимому, погибшему в авиакатастрофе. А про саму Патрисию Каас известно, кажется, только то, что личная жизнь у нее не сложилась. Вот и приходится холодной француженке с немецкой кровью выворачиваться наизнанку, чтобы сыграть боль, ставшую песней.
В первой сцене Патрисия Каас стоит на коленях - это песня «Mon Dieu» («Мой Бог»). Вся биография Эдит Пиаф - сплошные противоречия. Ее детство прошло в публичном доме; ее подозревали в убийстве владельца кабаре, в котором она выступала; она страдала от пристрастия к алкоголю и наркотикам и при этом оставалась набожной католичкой. Сыграть всю судьбу Эдит Пиаф от начала до конца - значит целиком перевоплотиться в нее, а перед Патрисией Каас стоят прежде всего исполнительские задачи вокалистки, поэтому буквально в этом шоу отыгрываются только некоторые страницы биографии. Сценический дебют, первая записанная песня «L`etranger», любовь к роковым мужчинам (их собирательный образ реализует гибкий молодой танцор), трогательные отношения с Жаном Кокто... Беря паузы для смены наряда и отдыха, Патрисия Каас передает слово экрану с документальными кадрами. Неожиданная рифма с собственной судьбой госпожи Каас - Эдит Пиаф, идущая под ручку с Марлен Дитрих. Патрисия Каас и пела о ней когда-то, и даже собиралась сыграть ее в кино.
Патрисии Каас сложно не только играть Эдит Пиаф, но и петь ее песни в классических аранжировках - у них совершенно разные тембры. Поэтому госпоже Каас пришлось создавать свои версии песен из репертуара Эдит Пиаф практически с нуля. В гастрольном варианте Kaas Chante Piaf оркестр звучит в записи, а живой ансамбль на сцене состоит из пианиста, скрипача и музыканта, ответственного за электронику. У последнего под руками нет даже простенького синтезатора - только клавиатура лэптопов и семплеров. Еще в предыдущем шоу Kabaret она продемонстрировала намерение шагать в ногу со временем и ввела в звук огромный массив электроники и заранее записанных партий. Обработать в таком же ключе гранитные глыбы песен Пиаф - серьезный шаг.
Иногда от трактовок Патрисии Каас буквально пробирал мороз. Песню «Milord», возможно, самую мажорную и разудалую в репертуаре Эдит Пиаф, Патрисия Каас скрутила в бараний рог, замедлила почти до состояния похоронного марша. И для нее же Патрисия Каас создала самое эффектное видеосопровождение. Певица на экране - в образе немолодой дамы с биографией, в сигаретном дыму появляется силуэт мужчины, которого можно узнать уже только по одним седым волосам. Советские телезрители увидели Патрисию Каас впервые именно в тандеме с Аленом Делоном. Но роль, которую он сыграл в «Milord», нечто совершенно противоположное образу благополучного сердцееда, совращающего юную певицу. В этом видео Ален Делон - пожилой опухший господин, явно давно и хорошо знакомый с героиней, но так и не определившийся со своими чувствами - то ли от лени, то ли из-за эгоизма или из-за груза повседневных забот. Кадры их свидания - это даже уже не предвкушение близости, а усталость от взаимного притяжения и отсутствия всякой перспективы. Маленькое кино о людях в возрасте.
После этой песни наряды Патрисии Каас становятся все более роскошными, а внимание помимо воли концентрируется на свидетельствах ее возраста. Она все еще безумно привлекательна, она танцует, принимает с поклоном цветы, грациозно кланяется и выходит на бис, но детали выдают женщину, которая готовится перейти в разряд красиво стареющих див. Глазом моргнуть не успеет, как про нее саму будут снимать кино и ставить мюзиклы.