Кинотеатральные сети бывают большие и маленькие. В чем-то их проблемы совпадают, в чем-то разнятся. Как развивается, справляется с конкурентами, обновляется и привлекает клиентов небольшая сеть из 5 кинотеатров, рассказал в интервью главному редактору «ПрофиСинема» Нине Ромодановской глава кинотеатральной сети «ЦентрФильм» Павел Леонов.
Нина Ромодановская:
Компания «ЦентрФильм» была создана в мае 2004 года. В настоящее время включает в себя пять кинотеатров: три в Москве («ЦФ на Щелковской», «Времена года», кинотеатр Компании-партнера - «Высота») и два в Подмосковье («Победа», «ЦФ в Мытищах»).
С какого времени Вы работаете в компании? С каким опытом пришли?
Павел Леонов:
В компанию ЦентрФильм я пришел 1 декабря 2010 года, заменив прекрасную девушку и очень профессионального буккера Дарью Рязанцеву. До этого долгое время работал на компанию UIP (United International Pictures), ныне UPI (Universal Pictures International) менеджером по спецпроектам и внутрикинотеатральной рекламе, там же немного занимался логистикой и промоакциями.
Очень профессиональная команда и грамотное руководство этой компании многому меня научили, я был рад возможности поработать с такими людьми.
Нина Ромодановская:
Как маленькая сеть справляется с конкурентным окружением?
Павел Леонов:
Дело в том, что наши кинотеатры расположены таким образом, что конкурентное окружение у них минимальное, за исключением ЦФ в Мытищах. Но и там мы стараемся привлечь аудиторию разнообразием репертуара и различными акциями для зрителей.
Разнообразие репертуара, на мой взгляд, это когда любой пришедший в кинотеатр посетитель, от мала до велика, может найти себе что-то по душе. Исходя из этого, я старался выстраивать прокат (мультфильмы - детям, мелодрамы - парам, ужастики и комедии - молодежи и т.д.). К чему я вообще об этом заговорил? Вот представьте ситуацию в 3-х зальном кинотеатре, выходят 2 крупных проекта, это уже 2 зала, в 3 зале у вас дорабатывают фильмы прошлой недели, и может случиться так, что на мультфильм или фильм ужасов у вас просто не останется места... Так вот работа хорошего букера - эту ситуацию предусмотреть и дать возможность сработать всем проектам, тем самым поддержать лояльность аудитории, которая вполне может перейти в другой кинотеатр и там найти то, что нужно. Сделав это несколько раз, человек может к вам уже и не вернуться никогда.
Кстати, как показывает практика, кинотеатр от этого часто в выигрыше, по статистике наработки на сеанс.
Что касается акций, то первое, что ты можешь сделать - привлечь людей за счет «пряников»: «Кока-кола в подарок», «Второй билет за полцены», различные скидочные системы и пр.
Но, как мне кажется, интереснее другое. Скажем так, работа на эмоциях посетителя - делать ивенты:.Можно устраивать детские праздники, при поддержке спонсоров (например, Новый год для этого самое время), можно создавать клубы по интересам (например, пока существовал кинотеатр «Космос» в Москве, там регулярно проводились ночи ужасов). На самом деле придумать можно массу всего, главное не опускать руки и не плыть по течению.
Нина Ромодановская:
Как в вашей сети соотносятся цифровые и пленочные залы? Видит ли зритель разницу на Ваш взгляд?
Действительно ли в случае с цифровым оборудованием кинотеатр беспрепятственно получает 100% репертуар независимо от наработки на копию и т. п.?
Павел Леонов:
На данный момент у нас осталось всего по 3 не отцифрованных зала, по одному в ЦФ на Щелковской, ЦФ в Мытищах и Высоте. Их мы заменим к началу лета. Разница между цифровыми релизами и пленочными, конечно же, есть, - качество картинки, звук, и теперь при выборе, на какую версию фильма идти, зрители чаще выбирают цифровой формат.
Что касается получения фильмов, в Москве и ближнем Подмосковье таких проблем, по-моему, никогда не было. При этом большим плюсом цифровых релизов является возможность удачнее выстроить сетку сеансов.
Нина Ромодановская:
Если произойдет 100% переход на цифровое оборудование, могут ли зрители рассчитывать на снижение стоимости билетов?
Или наоборот, кинотеатр, вложивший в инновации несколько миллионов, сразу поднимет цены на 10-12%?
Насколько в целом в вашей сети в этом году поднялись цены на билет?
Как это повлияло на посещаемость?
Павел Леонов:
В нашей сети нет разницы между 2D сеансом и аналогичным на пленке, думаю такая же политика относительно стоимости сохранится. Цена билета повышается исходя из общей экономики: повышается аренда, транспортные расходы и т.д. В этом году повышение цены в нашей сети было минимальным - менее 10%.
Да данный момент цена билета в кино в вечернее время не только у нас, но и по всей Москве составляет примерно 400-450 р. На мой взгляд, это уже потолок. По сути, обычный поход в кино на 2 + попкорн и напиток будет вам стоить порядка 1500 рублей, и не каждый студент или молодой человек может это себе позволить регулярно, а ведь аудитория 18-25 лет как раз и является нашими основными зрителями. Отсюда мы видим огромную разницу между сборами блокбастеров, которые подходят под определение «это надо смотреть на большом экране», и фильмов средней категории, которые при желании ты можешь скачать в сети, что чаще всего происходит, или купить DVD.
Исходя из этого в ближайшее время, думаю, не будет значительного роста цены билета, как это было в прошлые годы.
Нина Ромодановская:
Были ли принципиальные проблемы с дистрибьюторами в перспективном планировании? Каков оптимальный период предварительной работы с фильмом до даты выхода в прокат? Как Вы относитесь к релизам, которые активно выходят на рынок за два-три месяца до проката с агрессивным маркетингом и смещают обозначенные годом ранее фильмы? Например, релизы Базелевса и тд.
Павел Леонов:
На моей памяти проблемы были только один раз, и то это скорее ударило по кинотеатрам с маленьким количеством залов (1-2) - помните ту самую битву между «Пиратами Карибского моря» и «Кунг-фу Пандой». В остальном практически все прокатные компании достаточно лояльны и никто не перегибает палку. В своей практике я не встречал пресловутой «Пакетной росписи», о которой так часто слышу на кинорынках от некоторых региональных кинотеатров.
Оптимальный период 1-1,5 месяца, хотя с некоторыми прокатными компаниями он может уменьшиться до 2 недель, так как финальная информация от них приходит с большим запозданием, я имею в виду окончательный хронометраж, а иногда и дату релиза.
По поводу агрессивных компаний: поскольку активную работу по фильмам лично я начинаю за 1,5 месяца до его старта, то меня не смущает, если фильм стал на дату за 3 месяца до релиза. Это достаточно большой срок, чтобы оценить и качество проекта, и рекламные возможности компании, выпускающей его. Собственно говоря, по фильмам, которые ставят за год, материалы в нормальном качестве и данные о планах рекламной компании появляются в тот же период.
Нина Ромодановская:
Почему Вы уходите? Какие непреодолимые препятствия появились, мешающие продолжать работу?
Павел Леонов:
Препятствий никаких и не было, два года - достаточно большой срок на одном месте, особенно в нашем бизнесе, глаз немного замыливается, хочется двигаться вперед к новому, возможно более интересному.
Нина Ромодановская:
Какие перспективы Вы видите для себя, на каком поприще хотели бы себя попробовать?
Павел Леонов:
На данном этапе мне интересна работа с фильмами со стороны прокатной компании, это и собираюсь попробовать в ближайшие несколько месяцев. Друзья попросили меня помочь им с росписью фильма, и я согласился, узнать кухню еще и с этой стороны я считаю интересным опытом. Хотя и производство тоже очень привлекает. При этом мне, конечно, очень грустно покидать мой коллектив, моих друзей.
Нина Ромодановская:
Кто приходит на Ваше место?
Павел Леонов:
В данный момент не могу многого сказать, мы мало знакомы с этим человеком, одно знаю точно - это профессионал, не один год, отработавший в кинобизнесе по вопросам росписи кинотеатров. Мое нынешнее руководство достаточно долго выбирало из нескольких кандидатур и в конечном итоге я не сомневаюсь, что решение ими было принято верное и взвешенное.
Автор: Нина Ромодановская