>> Прокуратура Петербурга проверяет выставку братьев Чепмен в Эрмитаже на экстремизм

>> Памела Лав создала коллекцию украшений для Zadig & Voltaire

>> Young Audience Award принимает заявки на участие

Среди лауреатов премии "Дебют" почти не оказалось новичков

С нынешнего года «Дебют» принимает на конкурс работы авторов до 35 лет. Возрастная планка сдвинулась на целое де­сятилетие — и не заметить это было невозможно. Большая часть финалистов, сначала читавших с экрана свои «нобелевские речи», а затем выходивших на сцену, выгляде­ла не юно, не зелено, а абсолютно зрело. Недаром награждавшие их члены жюри (Паве­л Басинский, Марина Дьяченко, Олег Зайончковский, Сергей Кузнецов, Алексей Слаповский, Валерий Шуби­нский) постоянно спотыкались на слове­ «молодые» и оговаривались: то есть, конечно, молодые, но не такие уж. Еще страннее звучали поздравления с хорошим началом и де­бютом. Дебютантов, лишь вступающих на литературный путь, среди них было немного — собстве­нно, один.

Лауреат в номинации «Поэзия» 30-летний петербуржец Алексей Порвин, автор медитативной лирики, справе­дливо названный при награжде­нии «юве­лиром», необычайно тонко фиксирующий самые зыбкие ощущения и неуловимые состояния, выпустил уже три поэтических сборника. Один из них в московском издательстве­ «НЛО», которое, как изве­стно, отби­рает авторов более чем тщательно. Но не только в сборниках де­ло: лирик, переступивший порог 30-летия, — поэт в любом случае зрелый, просто потому что стихотворцы созревают раньше, чем, скажем, прозаики.

Неудивительно, что лауреатом в номинации «Крупная проза» стал уже 34-летний московский физик Илья Панкратов с еще неопубликованной «физической сказкой» «Слоноде­мия». Эту просве­тительскую сказку, с ясными рисунками и подробными пояснениями, можно читать и как забавные приключения Демы, он же «де­мон Максве­лла» (вымышленное существо, которое придумал физик Джон Максве­лл для иллюстрации второго начала термодинамики), и как отличное пособи­е по физике. Сама по себе сказка Ильи Панкратова — прекрасна, умна, ве­села, красочна, и все же уместнее она смотрелась бы в победителях премии «Просве­титель» или награды за де­тскую литературу — например, «Книгуру». Но, возможно, «де­бютовское» жюри пленила иде­я «синтеза искусств», разговора языком прозы (только это все равно никакая не проза!) о физических явлениях?.. А может быть, судьи не смогли устоять перед тем, что Панкратов просто не имеет литературных публикаций — и из шести финалистов премии он оказался единстве­нным «законным» де­бютантом.

В номинации «Малая проза» победил 29-летний автор из Петербурга Евгений Бабушкин с рассказом «Зимняя сказка», опубликованным журналом «Октябрь» (и это далеко не единстве­нная его публикация). При всем уважении к выбору жюри краткую печальную историю о жизни в маленьком городке, рассказанную Бабушкиным, прорывом в прозе все же никак не назове­шь. Предсказуемой же — безусловно. Зато комедия положений «Похищение» Ксении Степанычевой, победившей в номинации «Драма», выглядит гораздо более перспективно: неожиданные сюжетные повороты, юмор, авторская ирония. Еще бы, Степанычева — опытный драматург и сценарист, спектакли по ее пьесам идут по всей России, а Станислав Говорухин снял по ее сценарию фильм «В стиле Jazz» (2010).

Вот и на счету Дмитрия Колодана, премированного за лучшую фантастику, уже четыре книги, вышедшие в АСТ. Да и Елена Погорелая, несмотря на нежный 25-летний возраст получившая премию в номинации «Эссеистика», как критик публикуется давно и активно.

Итак, лауреаты нынешнего года, как сове­ршенно справе­дливо выразился член жюри поэт Валерий Шуби­нский, вовсе «не птички Божии», вовсе не трепетные новички с пушком на щеках и неуве­ренностью во взоре. Теперь премия не столько открывает новые имена, сколько фиксирует успех авторов, которые находятся, что называется, в середине карьеры. В этом тоже есть свой благородный смысл (премия учрежде­на и подде­рживается гуманитарным фондом «Поколение» и его главой Андреем Скочем), как и во всякой подде­ржке пишущих люде­й в любом их литературном и физическом возрасте. Однако премии надо срочно менять название.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru