Я и две молодые женщины, Татьяна и Лариса, стоим в пустом зрительном зале театра «Школа современной пьесы», где в XIX веке находился знаменитый ресторан «Эрмитаж», а после революции Дом крестьянина, и слушаем рассказ PR-менеджера Раисы Матряшиной. Зал, с 1989 года принадлежащий «Школе современной пьесы», красив: лепнина, огромные зеркала, красные портьеры. Раиса рассказывает о том, как в Татьянин день ресторан «Эрмитаж» отдавали на откуп гуляющему студенчеству. А потом обращает наше внимание на маленькую ложу на ее месте раньше находилась эстрада, с которой пел Шаляпин так, что, по легенде, трескались хрустальные подвески люстр. Мы, как по команде, поднимаем глаза к потолку. «Ну, вряд ли это те же самые люстры!» говорит Раиса.
Провести на зимних каникулах бесплатные экскурсии по закулисью московских театров идея Департамента культуры Москвы. Записаться на них можно было на сайтах или в кассах театров, и почти везде запись уже закрыта экскурсии вызвали большой интерес у взрослых и детей. Поэтому то, что в «Школу современной пьесы» сегодня дошло немного народу, исключение: должно быть, мороз помешал.
В проекте участвует 18 театров, среди них Театр им. Моссовета и «Школа драматического искусства», «Эрмитаж» и «Новая опера», МТЮЗ и Театр сатиры. При общности задачи (привлечь дополнительное внимание публики) к делу они подходят по-разному. Например, в «Табакерке» экскурсии захватывают не только сам крошечный театр, но и прилегающие улицы. В Театре на Таганке, естественно, делают ставку на историю и показывают кабинет Юрия Любимова. В Театре им. Маяковского экскурсантам показывают склад с костюмами из архивных спектаклей, разрешают примерить парики. В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно побывать на репетиции, спуститься в огромный склад декораций, где хранятся даже машины и мотоциклы. В Театре им. Пушкина, где и раньше проходили экскурсии по истории Камерного театра, находившегося в этом здании, на этот раз рассказывают о закулисье вообще от того, как происходят быстрые переодевания актеров во время спектакля, до того, из чего делается бутафорская колбаса. В воссозданной гримерной можно увидеть, что обычно лежит на столике артиста, не конкретного, а среднестатистического что-то в театральной «кухне» все-таки должно остаться скрытым от зрительских глаз.
Что же касается экскурсии по «Школе современной пьесы», то она хороша своей доверительной интонацией ощущение от театра остается совершенно домашнее. Может быть, потому, что он маленький и не пафосный. Сцена, на которую приглашает нас выйти Раиса Матряшина, оказывается совсем не глубокой, хотя во время спектаклей это не заметно; в одной из гримерок мы смотрим на деревянную скамью, сделанную для Любови Полищук: актриса, выходившая в спектакле «А чой-то ты во фраке?» на пуантах, отдыхала на ней в перерывах между сценами. Нас пускают и в кабинет главного режиссера Иосифа Райхельгауза. В кабинете большой круглый стол, за которым проходят читки пьес и репетиции, письменный стол с книгами и записями, скамейка, испещренная росписями разных знаменитостей, портрет Окуджавы. По поводу второго портрета на стене гадаем кто этот рыжий человек, сморщившийся в шутовской гримасе, пока Ларису не осеняет: «Чубайс!» После экскурсии спрашиваю, почему она выбрала именно этот театр. Оказалось, случайно: Лариса встречалась со знакомой на Трубной площади и увидела запись на экскурсию. На спектаклях «Школы современной пьесы» она никогда не была. Уверяет: «Теперь придем!» На это и рассчитано.
До 13 января