Свой вклад в историю она внесла уже давно: ее триумфы в Большом театре и других театрах мира пришлись на 50-70-е. Старые меломаны говорят, что ее голос идеально вписывался в акустический объем Большого театра. Как бы звучно ни играл оркестр, Вишневскую было слышно в самом дальнем уголке зала. Это не значит, что она форсировала звук просто умела выбрать такую позицию, что голос летел властно и решительно.
Нынешние поколения могут судить о ней по записям например, легендарной пластинке с оперой «Евгений Онегин», где дирижирует Мстислав Ростропович, а Вишневская поет изумительно поэтичную Татьяну, или по фильму «Катерина Измайлова», где она сыграла героиню новеллы Лескова и оперы Шостаковича, чья совесть отягощена изменой и убийствами, как женщину красивую и несгибаемую.
Не только судьба лишение гражданства, изгнанничество, но и черты характера непримиримость, принципиальность роднили ее с борцами, диссидентами. В этом она была полной противоположностью своему великому мужу с его радостным жизнелюбием но и дополняли они друг друга прекрасно.
В последние годы Вишневская руководила в Москве Центром оперного пения, фактически создав не только новое учебное заведение, но и новый оперный театр. Она никогда не кланялась официозу, всегда сохраняла принципиальность и ушла, сохранив ту же гордую высоту, какую держала всегда.